Электрички
В октябре я съездил на пять дней на Боденское озеро - это 200км от Мюнхена. Поездку решил провернуть на электроавтомобиле VW iD3. Теслу тоже как-нибудь попробую, но пока хотелось опробовать в деле electric offensive от Volkswagen. Серия iD - на новой платформе и должна стать светлым будущем концерна.
В декабре 2020 года iD3 стала самым продаваемым авто, уступив Гольфу; в августе 2021 года iD3 была самым продаваемым EV в Европе, а электромашины от VW в целом занимают 34% всего рынка EV в Европе. Половина новых клиентов VW в этом году - это покупатели „электричек“. Цифры совпадают с реальным опытом - с каждым месяцем вижу всё больше и больше iD3 и iD4 вокруг.
Углубляться в детали самой машины не буду - она просторная, быстро разгоняется и представляет из себя микс новых технологий и попыток сэкономить на всём, чем можно. Я ездил на iD3 1st, прошлогодняя базовая модель с дальностью в 330км. В максимальной комплектации доходит до 550км. Впечатления от 5 дней полноценного роад-трипа на электрокаре:
1. При езде в 130кмч на автобане, с кондиционером и музыкой из CarPlay, трёмя людьми, одной собакой и парой чемоданов, машина может на одном заряде проехать те самые 200км от Мюнхена до Фридрисхафена. Правда, при полной батарее, сначала обещающей 330км, к концу остаётся заряда километров на 60. Около 70-80км теряется из-за условий, в которых EV разряжается особенно быстро;
2. Вне автобана эти же самые 330км были больше похоже на реальность - при смеси междугородних и городских дорог никакого range anxiety не было;
3. Использование сети зарядок - любой - это то ещё приключение для неопытного в EV путешественника. Какие-то дурацие „карты для зарядки“, которые надо заказывать заранее и которой у меня конечно же не было. Десятки самых разных приложений, в которых можно привязать кредитку и сканированием штрихкода запускать зарядку, без дополнительных „карт зарядки“. В итоге остановился на Mobility+, который справился со всеми встречными станциями.
4. После того как разберёшься в процессе, всё становится просто и удобно. Зарядок - огромное число, в каждом маленьком городе найдется хотя бы 2-3 станции на 2-3 машины каждая. Ни разу не встретилась не работающая станция - хотя были опасения после этого видео.
Не смотря на полностью позитивный опыт, именно ситуация со станциями зарядки вызывает опасения за будущее электрокаров. В Германии десятки тысяч станций зарядки - их с головой хватает для уже используемых электокаров. Прямо напротив снятой квартиры, например, была сеть зарядок от VW, на 3 места - перед выездом назад мы зарядили машину до 100%, и утром спокойно доехали до Мюнхена.
Проблема в том, что машин гораздо больше чем зарядок. Я посчитал: в районе, где я живу в Мюнхене, в сумме 14 мест для зарядок электрокаров. Машин, при этом, как минимум сотни, а то и тысячи. Мало где подземные гаражи оборудованы зарядками, да и там вряд ли их больше чем 5% от всех мест. Если все перейдут на электрички прямо сейчас, то мы получим огромные очереди и высокие цены на зарядку. Основная проблема EV на данный момент - это явно сеть зарядок, которая должна быть готова к тому, что хотя бы половина населения перейдёт на EV. Конечно, для жителей пригородов решение - поставить себе зарядку в гараж, но это лишь малая часть от будущих пользователей.
Что касается самих электрокаров, то любой из них с дальностью выше 300км отлично справляется со всеми задачами обычной машины. Зарядок сейчас достаточно, а от быстрой зарядки ту же iD3 можно зарядить хотя бы на 25% минут за 10-15. Теперь дело за инфраструктурой. Надеюсь к концу года или в следующем году повторить опыт, но уже в роадтрипе километров на 600.