#образование
Когда я вырасту, стану космонавтом
Всех в школьные годы водили на экскурсии “на работу”: показывали жизнь какого-нибудь предприятия, пытались заинтересовать подрастающее поколение. Лично мне в начальной школе показали две жизненных альтернативы.
Первый вариант - перекладывание бумажек в офисе. Конечно никто не водил экскурсии по офисам: красивых кампусов, как у условного яндекса, не было - везде сплошной евроремонт. Но на работе у родителей был каждый, а они в большинстве своем в этих офисах и работали.
Второй вариант - цеха заводов и фабрик. Чаще это была почти полностью автоматическая линия с каким-нибудь усатым дядей, перекладывающим коробки в конце.
Становиться таким дядей никто не хотел, поэтому работы мечты у нас, первоклашек, было две:
1. Хочу стать банкиром. Нам казалось, в офисах все занимаются одинаковым “непонятно чем”. Но банкирам за это “непонятно что” платят больше.
2. Хочу стать директором завода. Да, именно директором, и сразу после школы. Из того, что нам показывали, следовало, что завод работает сам по себе. А раз так, дайте ка мне самую высокооплачиваемую должность…
Это был конец 90х, деньги казались решающим фактором в выборе профессии. Хотелось не просто достаточно денег, а максимально возможное количество “чтоб уж точно хватило”. Конечно многие родители поощряли оба выбора.
При этом об альтернативах мы даже не знали. В начальной школе я не задумывался ни об ученых, ни об архитекторах, ни о журналистах … молчу про классических космонавтов, моряков, летчиков.
Внутри университета я впервые побывал классе в 9. И то для этого надо было выиграть областную олимпиаду по химии. При этом лабораторий нам толком не показали, только учебные классы, как в школе, и какие-то древние полки с окислившимися реагентами и засохшими папоротниками. Поэтому я вдвойне завидую детям, которые приходят в наш университет и помогают ставят опыты в суперсовременных лабах: я уже видел 14-летнего парня, который спокойно считывает электрический ток с живых клеток (patch clamp) и 13-летнего парня, который помогал собирать super-resolution fluorescent microscope (всего пять лет назад за его изобретение дали Нобелевскую).
Также мы регулярно проводим встречи со школьниками разных возрастов.
Одна из встреч прошла в эти выходные - Family Science Fair (научная ярмарка). Мы организуем несколько “мини-лабораторий”, где дети (5-10 лет) сами проводят эксперименты. Помимо самих веселых опытов мы обсуждаем, чем занимаются ученые в данной области, что мы хотим узнать из конкретного эксперимента, выводы и тп. Чтобы все было по серьезному, каждый ребенок ведет игрушечный лабораторный журнал. Видео внизу с прошлогодней ярмарки.
Америка не была бы Америкой, если бы вокруг всего этого не крутились деньги. Конкретно это событие организуется отделением педиатрии. Они приглашают детей, чьи родители задонатили минимум $10000. В этом году насобирали $4млн. Основная часть денег идет на исследования в области педиатрии. Небольшую часть выделяют на организацию подобных ярмарок для детей из менее состоятельных семей. Богатые отдельно, бедные отдельно - пока так.
Зацепила одна фраза, которую я впервые услышал года два назад после одной из ярмарок:
“Когда я вырасту, стану ученым”.
Обернувшись, увидел девочку лет 8ми, которая во всю делилась с родителям своими “карьерными планами”. С тех пор слышу подобные фразы регулярно. Значит мы делаем это не зря)
Всем добра,
Тг
Деньги с пожертвований идут на исследования, включая зарплаты тем же ученым и аспирантам. В целом все по честному, здесь не принято "пилить". Тем более никто не будет донатить организациям с плохой репутацией использования благотворительных финансов.